Куда катится Китай

Рубрика: Без рубрики | Метки: , , ,
Опубликовано: Июнь 7, 2011 в 01:00

Избалованные дети Китая отрицают традиционные ценности. А вдруг государству покажется, что Мао или Конфуций снова важны? Пока не поздно… Политика одного ребенка в семье создает мир, где царит юань.


1. Гонконг – Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson), великий английский писатель, когда-то колко заметил, что «патриотизм – это последнее прибежище негодяев». Однако в нынешнем Китае патриотизм, санкционированный государством, не рассматривается в качестве убежища – это всего лишь некий объект из ряда многих, которые проходят испытание рынком при правлении коммунистической партии, озабоченной установкой такого кода ценностей, который должен заменить отброшенные принципы Ленина, Маркса и Мао.

Китайские малыши в сопровождении родителей принимают участие в соревнованиях по плаванию для малышей на стадионе в Пекине 11 сентября 2010 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (11)
STR/AFP/Getty Images

2. Конечно, в наши дни стремление правительства уяснить, каковы ценности нации, не является чем-либо заурядным. Премьер-министр Гордон Браун (Gordon Brown) пытался дать определение «британскости» для XXI века (как обычно для британцев, результат – путаница, включающая в себя толерантность, свободу, честную игру и гражданский долг). Во Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) был вовлечен в постоянные дебаты по поводу галльских ценностей, в частности, преданности страны духу секуляризма.

Мальчик смотрит на частный бассейн в богатом квартале города Цзянмынь в провинции Гуандун. 15 февраля 2005 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (10)
Cancan Chu/GettyImages

3. Обе эти попытки были проявлениями растущего беспокойства среди рядовых британцев и французов по поводу видимого провала попытки ассимилировать иммигрантов, в частности иммигрантов-мусульман, в национальную культуру. Страх, которому поспособствовал поиск Китаем своих культурных ценностей, однако, является полностью доморощенным: молодое поколение, которое кажется плывущим по течению между фанатичным национализмом интернет-чатов и глобализованным материализмом, не связанным с традиционными семейными обязательствами.

Мальчику делают стрижку в парикмахерской города Тайчжоу, провинция Чжэцзян. 6 марта 2011 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (9)
ChinaFotoPress/Getty Images

4. Всех настолько беспокоит поведение нынешних «маленьких императоров» — чадушек из сельских семей с одним ребенком – что Пекин готовит закон, который вменяет в обязанность молодым людям посещать своих состарившихся родителей и заботиться о них. Более того, предложенная поправка к «Закону о защите прав и интересов пожилых людей» позволила бы старикам обратиться в суд с жалобой по поводу своих прав получить уход за телом и заботу о душе от собственных детей.

Мальчик сидит в спортивной машине MG TF китайского производства на автосалоне Nanjing International Auto Expo 9 октября 2007 года в Нанкине (провинция Цзянсу).
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (8)
China Photos/Getty Images

5. Почитание со стороны детей долгое время было основой традиционной китайской культуры и ключевой концепцией конфуцианства. Однако сегодня многие молодые люди не только уклоняются от своих обязанностей, но и настаивают, что в наше время родители обязаны во всем заботиться о своих отпрысках – даже если они уже взрослые. В таком случае маленькое чудо представляет собой популярное прозвище, адресованное молодым китайцам и звучащее как «кен лао цзу» — поколение, пьющее кровь своих отцов, то есть «поколение вампиров».

Девочка на фоне рекламного плаката с яхтой во время 11-го Китайского международного лодочного шоу в шанхайском выставочном центре. 8 апреля 2006 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (7)
China Photos/Getty Images

6. Итак, чем можно мотивировать нынешнюю китайскую молодежь? Один возможный инструмент – это патриотизм. Но так как любой признак проявления национализма, которым манипулирует Пекин, обязан бить в набат, чтобы было слышно соседям Китая, то эта разновидность патриотизма, раздаваемая молодежи направо и налево, – скорее кич, чем ксенофобская желчность. В Чунцине, например, Бо Сялай, секретарь горкома партии, осуществлял возрождение маоистской культуры в школах и на производстве. Людей призывали к пению «красных песен» эпохи Мао, и сам Бо часто отправлял текстовые сообщения своим подчиненным, причем эти сообщения изобиловали цитатами из «Красной книжечки» Мао. Квазисакраментальное воздействие этих усилий – в какой-то степени подлизывание к тому, что телестанции и газеты Чунцина сейчас делают упор на пение маоистских песен, воспринимаемых как исцеление от депрессии и других душевных болезней.

Китайский мальчик гримасничает перед экранами с биржевыми индексами в торговой фирме в Шанхае, 25 июня 2010 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (6)
PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images

7. Другой метод, к которому прибегли партийные лидеры в качестве способа приручить те мощные силы, которые отпустила на свободу модернизация ,– отсутствие морали и индивидуальности, необузданный материализм, – это конфуцианство. Руководство было настолько уверено, что возрождение конфуцианства – это путь вперед, что в январе памятник мудрецу был установлен перед Запретным городом на площади Тяньаньмэнь. 9-метровая бронзовая статуя Конфуция стоит прямо напротив мавзолея Мао, который в свое время демонизировал великого мудреца и те традиционные ценности, за которые стоял Конфуций.

Ребенок смотрит на макет жилого микрорайона на нанкинской весенней выставке недвижимости 2011 года. 18 марта 2011 года, Нанкин, провинция Цзянсу.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (5)
ChinaFotoPress/Getty Images

8. Сначала у продвигаемого государством конфуцианского возрождения были очернители среди партийной иерархии. Высказывания Конфуция, которые придают особое значение общественному порядку, гармонии в семье, уважению к существующей политической системе, несомненно, в наилучшем виде устраивают нынешних партийных бонз при любых идеологических уклонах. Однако проблема Конфуция — «неудобные» элементы в его мышлении, то есть то, что он подчеркивает добродетельность правительства, а также возможность утраты «небесного мандата» вследствие того, что правитель обладает законным правом управлять – продолжает кипеть и бурлить на поверхности, так как ученые исследовали все мысли Конфуция, а не только те отрывки, которые предлагает партия. Так что темной ночью накануне этого месяца статуя Конфуция исчезла с площади без каких-либо разъяснений для общества.

Мальчик смотрит на моделей, которые позируют рядом с машиной Mercedes-Benz R350 во время рекламной акции для собственников имущества в микрорайоне Чунцина, населенном богачами. 14 октября 2006 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (4)
China Photos/Getty Images

9. Китайские дети в компьютерном классе учатся пользоваться интернетом. 7 июня 2010 года, Пекин.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (3)
STR/AFP/Getty Images

10. Группа китайских детей учится играть в гольф в эксклюзивном детском саду. 17 декабря 2010 года, Пекин.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (2)
STR/AFP/Getty Images

11. Мальчики-китайцы смотрят мультфильм на выставке игрушек в Пекине 29 июля 2010 года.
Маленькие императоры Китая | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (1)
STR/AFP/Getty Images

Оставить комментарий